Всё, что нужно знать о прокате велосипедов и самокатов в Европе
В Европе велосипед давно перестал быть средством передвижения, используемым от случая к случаю — и стал просто удобным способом добираться до работы, достопримечательностей и даже баров. Всё дело в удобстве (спасибо велодорожкам и отсутствию пробок) и дешевизне — аренда велосипеда на сутки иногда стоит дешевле, чем поездка в метро. А пару лет назад к привычным байкам добавились электросамокаты, которые любят за скорость и мобильность.
С каждым годом аренда велосипедов и самокатов становится всё проще и проще: если раньше приходилось ехать в прокат, оставлять залог наличными и возвращать байк в то же место, то сейчас всё можно сделать вообще без контакта с людьми: в первый раз понадобится потратить немного времени на регистрацию, но после этого каждая аренда займёт не больше минуты.
При этом частные прокатные сервисы всё ещё существуют, а иногда велосипед можно арендовать прямо в отеле или в хостеле, в котором вы остановились.
Как работают автоматизированные сервисы проката
Автоматические станции проката — самый популярный способ аренды велосипедов.
У них есть свои преимущества:
- простая регистрация и аренда;
- вы можете начать аренду на любой станции проката и оставить там, где будет удобно;
- аренду можно начать и закончить в любое время суток, а не только в часы работы пункта проката;
- не нужно снимать наличные или оставлять кому-то свои документы — достаточно привязать банковскую карту, на которой зарезервируют залог;
- велосипед можно арендовать на любое время — даже на несколько минут, чтобы добраться до супермаркета. Более того — короткая аренда у многих сервисов бесплатна;
- не нужно пытаться объяснить, что вам нужно, или понять слова работника проката — весомый плюс для тех, кто не уверен в своём английском.
Первое, что нужно сделать, чтобы арендовать велосипед — понять, какому сервису он принадлежит. Рядом с велопарковкой может быть терминал для аренды, либо на велосипедах будет написано название сервиса (обычно со ссылкой или QR-кодом для скачивания приложения). Самый популярный сервис аренды в Париже — Vélib’, в Берлине — Call a Bike, а в Амстердаме их сразу три: Mac Bike, Bike City и Star Bikes.
Чтобы воспользоваться сервисом, в нём нужно зарегистрироваться — через терминал, на сайте или в приложении. Для этого понадобятся всего две вещи: работающий номер телефона и банковская карта, на которой есть деньги.
- Можно использовать ваш обычный номер телефона, а не пытаться купить местную симку. Но иногда иностранцам доступны не все тарифы или функции — такие ограничения, например, действуют в китайских и польских сервисах.
- Карта с деньгами нужна не только для оплаты самих поездок, но и для депозита (обычно он в пределах 150 €), который резервируется на случай, если вы не вернёте велосипед или сломаете его во время аренды. Важно — сервис не спишет эти деньги с вашего счёта, но у него будет такая возможность в будущем, так что относитесь к прокатным велосипедам с уважением.
Стандартные шаги для аренды велосипеда:
- Выберите один из тарифов — на день, на неделю или на год.
- Придумайте пин-код, который точно не забудете (и введите его).
- Прочтите предупреждение о блокировке депозита с указанием точной стоимости.
- Получите специальный талон (который нельзя выбрасывать во время действия тарифа!) или СМС с кодом (его тоже нежелательно удалять).
- Пока действует тариф, в любом терминале для аренды введите код с талона или из сообщения и выберите на экране номер велосипеда, который вам понравился.
- Обязательно проверьте состояние велосипеда: работают ли тормоза, накачаны ли колёса, можно ли менять высоту сиденья и нет ли каких-то других видимых повреждений. Если заметите, что что-то не так — сообщите об этом через терминал или приложение — и возьмите другой велосипед. Иначе о поломках сообщит следующий арендатор и виновником будут считать вас.
- Готово — можете садиться на байк и ехать (максимум дополнительных действий — нажать кнопку разблокировки на стойке или на самом велосипеде).
Есть и более простой вариант — когда на велосипеде указан QR-код (обычно недалеко от руля или переднего колеса), достаточно отсканировать его через приложение аренды и нажать кнопку «Старт» для разблокировки, после этого можно ехать. Советуем проверить уровень зарядки телефона и состояние баланса до начала поездки — если мобильный выключится или интернет перестанет работать, вы не сможете закончить аренду и рискуете заплатить гораздо больше, чем за обычную поездку. По этой же причине не забывайте проверять, действительно ли завершилась поездка и закрылся ли замок.
Если на велопарковке нет велосипедов, не расстраивайтесь — чаще всего следующая арендная станция расположена в радиусе пятиминутной прогулки. То же относится и к ситуации, когда вы привезли велосипед на стоянку, а там нет свободных мест. Узнать местоположение ближайшей парковки и её загруженность можно на карте терминала или через приложение.
Внимательно изучайте условия, если арендуете байк на сутки или на несколько дней. Особенно тщательно нужно изучать пункт о том, когда нужно возвращать велосипед на стоянку — иногда это нужно делать каждые 12 часов, а иногда можно спокойно ездить сутки или двое. Не поставите велосипед на стоянку до указанного времени — в прокате подумают, что вы его украли (и спишут депозит).
После этого можно спокойно взять тот же самый велосипед (или новый) и кататься дальше. В любом случае, оставлять велосипед на парковке — и иногда брать новый — удобнее, чем беспокоиться о том, что его сломают или украдут.
Обычные пункты проката
Арендовать велосипед можно и в прокате, где работают живые люди. Все их можно разделить примерно на три категории: прокаты при веломагазинах (обычно там можно взять и другое спортивное снаряжение), отдельные местные велопрокаты и сетевые точки.
Плюсы «человеческого» велопроката в том, что в дополнение к велосипеду вы сможете взять шлем, перчатки, замок и всё, что понадобится для спокойной поездки. К тому же, на автоматических парковках обычно есть только городские велосипеды, а тут вы сможете арендовать горный или шоссейник.
Таким точкам нужно оплачивать ренту и зарплату работников, поэтому аренда в них обычно обходится дороже, но некоторые делают скидку до 10%, если вы предварительно забронируете велосипед через сайт.
Не забудьте взять с собой удостоверение личности (на нём должна быть фотография; паспорт или водительские права тоже подойдут) и 50–100 € наличными в качестве залога за велосипед. В некоторых прокатах можно использовать для залога банковскую карту, но такая возможность есть далеко не везде — к тому же, вам придётся доверить работнику все платёжные данные (даже CVV/CVC код).
В некоторых странах в качестве залога примут документы. В других вообще не потребуют денежного залога: можно оставить документ с фотографией. Ещё в ряде стран какой-либо залог могут вовсе не брать — например, на Кипре и в Португалии.
Перед тем, как уехать из проката, проверьте состояние колёс, тормозов и то, нормально ли закрывается замок. Рекомендуем заранее уточнить сроки возврата (в некоторых местах аренда на сутки означает «прокат до шести часов вечера»), а также размер штрафа за опоздание — он может быть в размере от 5 до 50 €. Заодно узнайте о возможности оформить страховку — на случай, если велосипед украдут.
Стоит заранее уточнить, куда нужно вернуть велосипед — если это сетевой прокат, то есть вероятность, что вы сможете оставить его в другом пункте сети. Если прокат локальный, то вернуть его нужно будет туда, где вы взяли его в аренду.
Прежде, чем ехать в пункт проката, спросите про аренду велосипеда в своём отеле или хостеле: постояльцы часто могут арендовать байки без депозита, бесплатно или за небольшие деньги.
В некоторых городах в прокатах доступны электровелосипеды — они быстрее и требуют меньше сил, но найти их сложнее, чем обычные.
По городам, популярных у туристов, часто проводят экскурсии на велосипедах и сегвеях — это возможность увидеть город с необычного ракурса и охватить больше достопримечательностей, чем на пешей экскурсии. Главное — проверить погоду перед тем, как бронировать поездку.
Как арендовать электросамокат
Электросамокаты — отличный вариант для тех, кто не умеет ездить на велосипеде или не готов делить дорогу с автомобилями. Почти во всех европейских столицах вы увидите десятки самокатов, стоящих на улицах.
Чтобы их забронировать, достаточно скачать приложение сервиса (в Европе популярнее всего Lime, Bird, Bolt, Circ, Voi и Tier), отсканировать QR-код на руле и поехать. Все свободные самокаты можно увидеть в приложении — если в городе работает несколько сервисов, советуем проверять их все — выбирайте тот, чьи станции расположены удобнее (ну и по ценам).
Чтобы завершить аренду, нужно нажать соответствующую кнопку в приложении — если вы находитесь в зоне, где запрещена парковка или самокат будет труднодоступен для других пользователей, приложение сообщит и нужно будет проехать несколько метров до более удачного места парковки.
Езда на электросамокате отличается только тем, что нужно зажимать кнопку на руле, после того, как оттолкнётесь — дальше он будет ехать сам, а вам останется только управлять. По-хорошему, на них нельзя ездить по тротуарам — только по велодорожкам (некоторые сервисы следят за этим по геолокации и могут прислать предупреждение или даже списать штраф). Особо разогнаться не получится: на большинстве прокатных самокатов стоит ограничение скорости до 30 км/ч.
Сколько стоит аренда велосипеда и самоката в Европе
Всё зависит от города и конкретного сервиса — при этом аренда электросамоката даже у одного и того же сервиса в Риге может стоить дешевле, чем в Берлине или Стокгольме.
Стандартный диапазон — 1–3 € за сутки и 7–10 € за неделю (иногда — месяц) аренды велосипеда в автоматизированных или городских сервисах.
Если готовы к небольшим неудобствам, можно ездить и бесплатно — например, в Париже прокат до получаса бесплатен, так что можно менять велосипеды и кататься весь день, не заплатив ни евро. Поэтому утром, в обед и вечером могут быть сложности с поиском свободного байка или парковки. А в Цюрихе бесплатно пользоваться велосипедом можно целый день.
Если берёте транспорт в пункте проката, готовьтесь заплатить больше: 5–15 € за сутки аренды — или 10–65 € за неделю. Плюс страховка (необязательная, но всё-таки полезная): 2–3 € в день.
Электросамокаты и электровелосипеды в среднем стоят 1 € за разблокировку плюс 15 евроцентов в минуту — всего получается 9 € в час. Но высокая цена компенсируется скоростью передвижения и тем, что с самокатом не придётся искать определённое место для парковки.
Какие правила нужно соблюдать
- Велосипедист в Европе — не то же самое, что велосипедист в Беларуси. Его уважают и считают полноправным участником движения. Но это означает, что нужно знать и соблюдать все правила.
- Если будете передвигаться по тротуару или проезжать на красный свет — получите штраф. Ваша территория — велодорожки или, в случае их отсутствия, крайний правый ряд на проезжей части. Но есть и хорошие новости — если вы случайно наедете на пешехода, зашедшего на велодорожку, виноватым будет именно он.
- Правило по поводу велодорожек относится и к электросамокатам. Но если дорожки нет, а вы боитесь выезжать на дорогу, можно проехать по тротуару — только не разгоняйтесь, потому что виновником в случае чего будут считать вас.
- Держитесь за руль — часто езда «без рук» приводит к штрафам (например, в Германии). Это же относится и к телефонным разговорам во время движения.
- Берите шлем, когда есть шанс. А в Австралии и Британии ездить без защиты вообще запрещено, поэтому шлем будет пристёгнут даже к велосипедам на автоматических парковках.