Почему еда в самолёте другая на вкус?
В полёте ваш организм подвергается стрессу, что сказывается на вашем восприятии. Кожа сохнет, вкусовые рецепторы и обоняние работают по-другому — даже привычная еда меняет свой вкус. Объясняем, почему так происходит.
Давление и влажность воздуха
На борту самолёта эти показатели изменяются вместе с высотой. На 10 000 м (средняя высота полёта пассажирских Boeing) влажность воздуха составляет всего 12% (норма — 40-60%), а давление снижается — в результате вкусовые рецепторы становятся менее чувствительными (примерно на 30%) к сладкому и солёному. Что интересно — это не относится к кислому, горькому и острому.
Цифры взяты не «с потолка»: это результаты опытов, проведённых в научной лаборатории Germany's Fraunhofer Institute for Building Physics в 2010 году (исследования проспонсировала немецкая авиакомпания Lufthansa).
На вкусовые ощущения влияет также и наше обоняние. Но из-за сухого воздуха в салоне самолёта мы плохо воспринимаем запахи (если попробовать это же блюдо в «земных» условиях, то оно уже не покажется таким пресным и безвкусным).
Шум двигателя
Учёные пришли к выводу — не только обоняние и вкусовые рецепторы, но и громкие звуки влияют на восприятие вкуса. Шум двигателя в самолёте — 85 децибел (норма для нас — 40-55 децибел, это уровень громкости человеческой речи). Обед в такой атмосфере покажется менее солёным и менее сладким, чем в тишине.
Шеф-поварам авиалиний приходится добавлять больше соли и приправ в еду на борту, чем на земле — так они добиваются нужных вкусовых ощущений. Но зато специи — кардамон, лемонграсс, карри — проявляют свой вкус ярче в небе. Вывод: выбирайте азиатские и острые блюда в самолёте.
Есть ещё такое понятие, как «умами» (с японского переводится «приятный вкус») — это особый вкус (в Японии, Китае и других странах Дальнего Востока считается отдельным, пятым вкусом) таких продуктов, как соевой соус, грибы шиитаке, водоросли, томаты, брокколи, сыры рокфор и пармезан. Умами в небольшой концентрации делает некоторые блюда аппетитнее — даже слабосолёная еда может понравиться, если в неё добавить нужное количество умами. Поэтому томатный сок и азиатские блюда точно не подведут с вкусовыми ощущения высоко над облаками.
Еда для тысяч человек
Прежде, чем попасть на борт самолёта, блюда проходят несколько стадий обработки (да и готовят их не единичными порциями, а для большого количества пассажиров). Сначала еду герметично упаковывают, затем охлаждают, хранят, транспортируют и только перед подачей разогревают в конвекционных печах (обдувают сухим горячим воздухом) — всё это изменяет вкус еды, как бы повара ни старались адаптировать рецепты для полётных реалий.
Сегодня появилась новая технология приготовления блюд для авиалиний — су-вид. Еду помещают в пластиковый пакет с откачанным воздухом и готовят при низкой температуре длительное время — так продукты не теряют своего естественного вкуса.
Шеф-повара Singapore Airlines готовят на специально оборудованных кухнях — показатели давления и влажности воздуха здесь такие же, как в кабине самолёта. Это помогает им создавать блюда, которые будут одинаково вкусными и качественными как на земле, так и в воздухе.
Даже вино меняет свой вкус
Лиэм Стивенсон, глава британского дистрибьютора вина Red & White, утверждает, что вина с насыщенным фруктовым букетом на земле превращаются в вяжущие и кислые на борту самолёта. Структура вина меняется из-за разности атмосферного давления — поэтому не стоит выбирать шампанское и красные вина на борту.