Из Марокко в Беларусь во время пандемии: личный опыт
Мы улетели в Марокко, когда в мире всё было относительно спокойно — по крайней мере, о закрытии границ ещё никто не говорил. Первая неделя отпуска прошла отлично — мы объехали большую часть страны на машине, а вот дальше нас ждали приключения.
«Скорее вставляй белорусскую симку в телефон, сейчас Макей (из МИД Беларуси) будет звонить» — с этих слов началось утро понедельника в марокканском Шефшауэне (тот самый «голубой город»). Мой муж взволнованно бегал по комнате и кричал: «Сегодня Марокко закрыла все границы. Нас срочно будут эвакуировать из страны. Скорее собирай вещи — нам надо ехать в Касабланку».
За день границы закрыла Польша, а наш обратный рейс Марракеш-Варшава отменили. Мы заново купили билеты, на этот раз через Афины и на несколько дней раньше, чем планировали изначально. Но потом уже в Марокко начали принимать меры — и мы снова оказались без обратных билетов.
В то самое утро мой муж нашёл статью о белорусах, которые, как и мы, не могут вылететь из Марокко. Мы связались с ребятами — нам посоветовали отправить данные министру иностранных дел Беларуси. И ещё сказали, что им звонили из посольства и предупредили, что российский самолёт будет нас эвакуировать из марокканских городов — Касабланки или Рабата, возможно — в этот же день.
После таких новостей мы немедленно собрали вещи и отправились в Касабланку, но самолёт в этот день так и не прилетел за нами. Мы ничуть не расстроились, потому что изначально так и планировали — провести вторую неделю отпуска на берегу океана.
Дальше было ожидание самолёта. Каждое утро мы гадали: «Сегодня улетим или нет. Вот хорошо бы это случилось ближе к выходным — хочется побыть ещё немного в тепле». И каждый раз радовались, что наш отдых не заканчивается раньше времени.
К слову, с нами постоянно были на связи: помощник МИД в Беларуси, российский посол и его коллеги, потом ещё подключились белорусские послы из Испании и Франции.
За несколько дней дали о себе знать ещё 11 белорусов и 450 россиян. Многие, наоборот, были совсем не рады непредвиденной задержке в стране. Кто-то снимал видеообращение президенту и просил их скорее забрать, кто-то рассказывал о панических атаках, кто-то пускал слухи о времени прилёта нашего самолёта — и всё это общем чате в Telegram «Застрявшие в Марокко». К слову, в переписке участвовали представители российских СМИ и Красного Креста — они предлагали свою помощь тем, у кого были проблемы с деньгами или жильём.
Пока мы ждали новостей от посольства, в Марокко объявили чрезвычайное положение — закрыли всё, кроме аптек и магазинов, запретили передвижение и ввели комендантский час. Но на улицах осталось всё по-прежнему — даже уличная торговля и молодёжные тусовки не прекратились. Лишь однажды полицейский не разрешил нам выйти на пляж и отправил домой.
Самолёт прилетел за нами через неделю, причём совершенно бесплатно. Также бесплатные трансферы доставляли туристов со всего Марокко в аэропорт. Но для белорусов оставался нерешённым один вопрос — самолёт должен был приземлиться во Внуково, а на тот момент Россия запретила все рейсы из этого аэропорта. Помощник белорусского посольства пообещал решить этот вопрос, как только мы окажемся в Москве.
В результате для нас забронировали места на специальном рейсе Belavia. В аэропорту у нас сразу же забрали паспорта, отвели в транзитную зону и попросили купить билеты до Минска. Тут началась неразбериха: у кого-то были только наличные деньги, у кого-то карточка — никто ничего не мог толком объяснить. Покупка билетов, а потом и ожидание рейса затянулись на несколько часов. В транзитной зоне кроме нас были и другие белорусы, прилетевшие из Кубы. Они уже сутки находились во Внуково, где ничего не работало — как и мы, они ждали специального рейса Belavia.
Наконец мы прилетели в Минск. И тут снова новость — работники аэропорта Внуково забыли перекинуть наш багаж. Расстраиваться уже не было сил, да и радость от того, что мы оказались дома, пересилила — в тот момент мы подумали, что и чёрт с ним. Но несколько дней спустя багаж нам всё же вернули.
Вся дорога, включая ожидание рейсов, заняла около 19 часов. В целом всё было хорошо организовано, чувствовалась поддержка не только представителей белорусского и российского посольств, но и других ребят. Мы понимаем как нам повезло — другие наши соотечественники (чьи истории можно встретить в интернете) по несколько суток сидели в аэропорту в неизвестности.
Что касается пропавших билетов — нам вернули только часть стоимости и дополнительно пришлось заплатить 170 $ за билет Москва-Минск.
Ситуация получилась непростая и стрессовая, зато мы усвоили для себя несколько уроков:
- необходимо знать контакты МИДа;
- всегда быть на связи и оперативно отвечать;
- при себе иметь деньги и наличными, и на карте;
- искать таких же попавших в беду и помогать друг другу;
- не паниковать, мыслить позитивно и во всём искать плюсы.