Что делать, если ваш багаж потеряли
Потерянный багаж — это всегда неприятно. Вы направлялись на отдых куда-нибудь в тёплую страну, а тут нужно заполнять жалобы и спорить с авиакомпанией — такие себе дела! Рассказываем, что нужно делать и как увеличить свои шансы на возврат вещей в подобной ситуации.
Первым делом обратитесь на стойку Lost and Found
Если все чемоданы уже разобрали, а ваш так и не появился — пишите заявление о его пропаже. Для этого отправляйтесь в отделение Lost and Found — ищите его недалеко от места, где вы должны были получить багаж. Если отдельной стойки нет (такое случается в небольших и не самых популярных аэропортах), то заявление должны принять в администрации аэропорта.
Заполните акт Property Irregularity Report (PIR)
Делать это нужно на английском (можно воспользоваться переводчиком на телефоне, все пункты достаточно простые) и печатными буквами. Акт придётся составить в нескольких экземплярах.
Сотрудник обязан выдать вам копию акта с регистрационным номером. Постарайтесь не потерять и не выкинуть этот документ — он потребуется, чтобы подать официальную жалобу авиакомпании.
Ждите результат
Первые три недели после исчезновения багаж считают «задержанным». И только если его не нашли за это время, он официально считается утерянным.
Далее ситуация может развиваться по нескольким сценариям:
Багаж найдут менее, чем за три недели, в целости и сохранности
В теории, авиакомпания должна доставить его по указанному вами адресу. Но на деле есть вероятность, что вам придётся самостоятельно отправиться за ним в аэропорт.
Багаж найдут менее, чем за три недели, но он будет повреждён
При желании (и если пострадало что-то ценное), можно написать претензию авиакомпании (тут и пригодится копия PIR). Но учитывайте, что при международной перевозке у вас есть на это всего семь дней с момента, как вы получите багаж.
Багаж не найдут
В этом случае авиакомпания возместит потерю, при этом вы можете потребовать ещё и компенсацию морального ущерба. Если летели из одной страны в другую, то можете подать претензию в течение 18 месяцев с момента прилёта в страну назначения.
Как правильно писать претензию
В любом случае у вас есть право на выплату от авиакомпании: как минимум, на покупку необходимых вещей по сезону. Подробные условия можно найти на сайте перевозчика или уточнить у представителя компании прямо в аэропорту (если он там будет, конечно).
Обязательно подавайте претензии в письменном виде, чтобы авиакомпания не могла сделать вид, что ничего не было. Заодно приложите к жалобе документы:
- посадочный талон или билет;
- квитанцию об оплате багажа (если оплачивали багаж дополнительно);
- багажную бирку;
- подробный список того, что лежало в чемодане, с датами покупки;
- чеки на вещи;
- заполненный акт PIReport;
- копию вашего паспорта;
- реквизиты банковского счёта.
Единого шаблона претензии нет, но там нужно указать::
- Фамилию, имя, отчество и домашний адрес;
- Название перевозчика;
- Обстоятельства, при которых был утерян багаж;
- Ваши требования;
- Сумму компенсации, которую вы требуете, а также её обоснование;
- Реквизиты вашего счёта.
Эту претензию нужно отвезти в офис авиакомпании — либо отправить заказным письмом с уведомлением, чтобы у вас было подтверждение получения. Рассмотрение должно занять не более 30 дней — если ожидание затянется, можно подавать на авиакомпанию в суд.
Согласно Варшавской конвенции и внутренним «Авиационным правилам воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов», основанным на ней, авиакомпания должна выплатить как минимум 20 $ за каждый килограмм багажа.
Как уменьшить ущерб и предотвратить повторение подобной ситуации
- Приезжайте в аэропорт заранее, чтобы не сдавать багаж последними. В противном случае есть риск, что багаж отправят только следующим риском, а вам придётся ждать его от пары часов до нескольких суток.
- Повестье на чемодан бирку с контактными данными на английском языке. Добавьте пару стикеров или просто украсьте его полномасштабной картиной (Мона Лиза подойдёт) — так работники авиакомпании и аэропорта точно будут знать, что искать, и обнаружат ваш багаж быстрее.
- Снимите наклейки и бирки, оставшиеся после прошлых перелётов — всегда есть риск, что работники аэропорта что-то перепутают и отправят ваш чемодан туда, где вы отдыхали пять лет назад. А во время поисков багажа они могут подумать, что нашли не тот чемодан.
- Застрахуйте багаж, чтобы получить дополнительную компенсацию. Страховки бывают разными: обычно их предлагают сами авиакомпании, сервисы по продаже билетов, некоторые банки и обычные страховые компании.
- Не сдавайте в багаж предметы первой необходимости и ценные вещи. Например, если вам жизненно необходимо лекарство или рабочий ноутбук, лучше взять их в ручную кладь, чем добавлять себе стресса и переживаний.